Физкультурная пауза
С |
целью профилактики появления и прогрессирования уже имеющей близорукости школьникам, студентам, служащим, людям творческого труда крайне желательно проводить специализированную физкультурную паузу продолжительностью 3 – 5 мин. во время учёбы и работы. Её необходимо выполнять ежедневно 1 – 2 раза. Физкультурная пауза включает дыхательные, корригирующие, общеразвивающие и специальные упражнения. Они чередуются таким образом, чтобы оказывать благотворное воздействие на организм и не вызывать дополнительного утомления мышц глаз. Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения, способствующие улучшению кровообращения в глазах, а также циркуляции внутриглазной жидкости, а затем упражнения для наружных и внутренних мышц глаз.
Схема построения физкультурной паузы
1. 1. Дыхательные и корригирующие упражнения.
2. 2. Упражнения, влияющие на улучшение кровообращения глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости.
3. 3. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.
4. 4. Упражнения для наружных мышц глаз.
5. 5. Общеразвивающие или корригирующие упражнения.
6. 6. Упражнения для внутренних мышц глаз.
По этой схеме можно подобрать разнообразные упражнения и составить комплексы физкультурной паузы. Два примерных комплекса приводится ниже.
Комплекс 1
Упражнения выполняются стоя.
1. 1. И. п. – кисти к плечам. 1 – 2 – отвести локти назад – вдох, 3 – 4 – локти вперёд – выдох. Смотреть вперёд. Повторить 8 – 10 раз.
2. 2. Тремя пальцами каждой руки слегка и часто надавливать на верхнее веко в течение 3 – 4 сек., затем открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз.
3. 3. И. п. – руки на поясе. 1 –2 – разогнуться, голову и плечи отвести назад – вдох, 3 – 4 – наклониться вперёд прогнувшись – выдох. Повторить 6 – 8 раз.
4. 4. Не изменяя положения головы, переводить взгляд по диагонали вверх – вправо, затем вниз – налево. Повторить 6 – 8 раз в каждую сторону.
5. 5. И. п. – кисти на затылке, ноги врозь. 1 – 2 – 3 – пружинистые повороты туловища в сторону, 4 – и. п. На следующие четыре счёта – то же в другую сторону. Повторить по 4 – 6 раз.
6. 6. Палец держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10 – 15 сек. То же другим глазом.
Комплекс 2
Упражнения выполнять стоя.
1. 1. И. п. – руки сзади, пальцы в замок. 1 – 2 – отвести руки и голову назад, прогнуться – вдох, 3 – 4 – и. п. – выдох. Повторить 4 – 6 раз.
2. 2. Частые моргания в течение 10 – 15 сек.
3. 3. Самомассаж мышц задней поверхности шеи.
4. 4. Не изменяя положение головы, смотреть то вверх, то вниз. Повторить 8 – 10 раз.
5. 5. Выполнить 10 – 12 полуприседаний (приседаний).
6. 6. Выполнить упражнение «метка на стекле» или подобное ему для тренировки внутренних мышц глаз.
7. 7. Выполнить дыхательное упражнение 3 – 4 раза.
Подобные комплексы физкультурной паузы, разработанные в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, с успехом применяются на прецизионных производствах нашей страны, где выполняются операции с мелкими деталями чаще всего с использованием луп и микроскопов. Эта работа, требующая высокой точности, проводится обычно в положении сидя при сниженной двигательной активности и высоком напряжении зрения специалиста. Поэтому физкультурная пауза с целью профилактики ухудшения зрения и повышения зрительной работоспособности проводится 3 раза в день, через 1,5 – 2 часа работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Б |
лизорукость появляется прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физкультурой, не тренируют мышцы глаз.
Ослаблению аккомодации глаз способствует острые респираторные, хронические и инфекционные заболевания. Поэтому вопрос профилактики этих заболеваний должен стать заботой не только медиков, но и каждого человека.
* О. с. – основная стойка: ноги вместе, руки опущены вдоль тул
О медицине и спорте ...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)
“Учитель многое может, и, если все, что он может
сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут
такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный
советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Здоровье
– важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а
особенно детского организма. П ...