Стати | Коментарии | Email

Психологические причины спортивных успехов и неудач

д) между величиной уровня притязаний в лаборатории и в естественных условиях спортивной деятельности мы нашли у спортсменов статистически выраженную тесную связь, которая, однако, еще недостаточна для решительно­го определения притязаний как постоянной черты лич­ности.

Величина притязаний, согласно нашим результатам, меняется в зависимости от деятельности и ее общей моти­вации.

Тесты на уровень притязаний не могут определить аб­солютный уровень стремлений отдельных спортсменов вообще, т. е. для разных отличающихся видов деятельно­сти. В лабораторных испытаниях спортсмен рассматривает свои притязания в соответствии с достигнутыми ранее ре­зультатами в этой деятельности. В большинстве случаев он склонен к небольшой скидке от последнего результата, что­бы оставить себе определенный «резерв». В естественных условиях спортивного соревнования, наоборот, уровень притязаний спортсмена проявляется таким образом, что он склонен немного добавить к последнему результату. Этот факт свидетельствует об уже описанной ранее основной тенденции к высокому результату, которая порождает стабильную гипераспиративность спортсменов, что, в свою очередь, имеет своим результатом частое недостижение уровня притязаний в последующих попытках. Это стати­стически проверено путем исследования большой группы спортсменов за более продолжительный период. При гипераспиративности спортсмены относительно часто испыты­вают действие механизмов фрустрационной терпимости.

Процентное отношение уровня притязаний к предыду­щему результату в естественных спортивных условиях очень стабильно, В нашем исследовании у большинства спортсменов уровень притязаний регулярно превышал по­следний результат и, как правило, не был достигаем после­дующим результатом. Подобная регулярность позволяет гипотетически сконструировать теоретическую модель ас­пирации спортсменов к результативности.

Притязания спортсмена зависят прежде всего от пред­стоящей результативности, которую у определенного спортсмена можно в зависимости от времени выразить ре­грессивной чертой. Для упрощения схемы эта регрессия изображена восходящей прямой. Фактические результаты рассеиваются, и таким образом создается упрощенный канал, в котором будут находиться все результаты, показанные спортсменом.

Уровень притязаний доступен измерению в такой же мере, как и результат. Согласно исследованиям, уровень притязаний в процессе спортивной тренировки обыкновенно на определенную постоянную величину боль­ше, чем действительная результативность. В итоге по сво­им количественным характеристикам канал уровня при­тязаний будет подобен каналу результативности, только его линия будет немного поднята кверху, а анал шире в связи с большей изменчивостью притяза­ний по сравнению с действительными результатами.

Будет ли результат оценен спортсменом как успех или как неудача либо его психическое состояние будет в этом отношении индифферентным - все это зависит от значимо­сти для спортсмена величины отклонения данного резуль­тата от средней результативности. Фрустрационная терпи­мость спортсмена в этом случае зависит от отношения притязаний к результативности и ее вариативности. В целом можно заключить, что успех и неуспех прояв­ляются в спортивной тренировке в определенном диалек­тическом единстве своих противоположностей. Правильное регулирование и оптимальная их мера для каждого спорт­смена являются одной из основных проблем психологиче­ской подготовки спортсменов.

Перейти на страницу: 1 2 3 

О медицине и спорте ...

Особенности развития физических качеств у школьников, проживающих на Дальнем Востоке
В настоящее время многие исследователи приходят к мнению, что у детей проживаю­щих в различных регионах нашей страны, уровень физической под­готовленности не одинаков. В связи с этим для каждого региона России, в том числе для Дальнего Востока, долж­ны быть разработаны свои критерии оценки уровня физического развития, двигательных и функциональных способностей учащихся в возрастном аспекте. Становится необ­ходимой разработка регионал ...