Рациональное питание как важный фактор восстановления работоспособности
Основы рационального питания при развитии физических качеств
В физической подготовке, помимо рационально построенных занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся. В своей основе питание не является чем-то совершенно особенным, оно лишь удовлетворяет повышенные запросы организма и отвечает требованиям специфики подготовки.
В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок зачастую приходилось иметь дело с недостаточным питанием своих подопечных. Сегодня на первый план выступают в основном последствия переедания, приводящие к ожирению, снижению физической работоспособности. Спутником переедания является целый «букет болезней цивилизации» и, как следствие, сокращение средней продолжительности жизни.
К режиму питания необходимо подходить с рациональных позиций. Основные требования к питанию следующие: потребляемая пища не должна быть тяжелой (т. е. не содержать ничего лишнего, что перегружало бы организм), она должна обладать высокими вкусовыми качествами, быть полноценной и разнообразной. Прием пищи должен быть регулярным, дробным (3-5 раз в день) и, желательно, в одни и те же часы.
В пище содержатся богатые энергией питательные вещества, белки, витамины, соли, микроэлементы, клетчатка, вода и другие необходимые для нормальной жизнедеятельности компоненты . Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при больших физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач физической подготовки все они расщепляются с образованием соединений, менее богатых энергией.
С энергетической точки зрения питательные вещества могут взаимозаменяться в соответствии с их калорической ценностью
Калорическая ценность питательных веществ
Питательные вещества |
Жиры |
Белки |
Углеводы |
ккал/г |
9,3 |
4,1 |
4,1 |
кДж/г |
37.0 |
17,0 |
17,0 |
Почти все ткани организма в ходе структурного метаболизма претерпевают постоянный распад и обновление, либо превращение. Этот процесс не сводится к простой перестройке одного и того же количества компонентов. Напротив, для него требуется постоянное количество новых веществ. Это связано, в частности, с потерей организмом некоторых структур (например, слущивание эпителиальных клеток с поверхности кожи и кишечника, разрушение миофибрилл при физических перегрузках и т. п.). Такие потери касаются главным образом белков.
Поэтому все питательные вещества выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию - используются для построения структур и синтеза секретов.
Пищевые |
кДж/ |
Вода, |
Белки, |
Жиры, |
Углеводы, |
продукты |
100т |
% |
% |
% |
% |
Фрукты |
250 |
80,0 |
0,7 |
0,3 |
15.0 |
Овощи |
170 |
85,0 |
2,5 |
0,3 |
8,0 |
Картофель |
290 |
80.0 |
2.1 |
0,1 |
17,0 |
Сухой картофель |
2400 |
1.8 |
5,3 |
40,0 |
50,0 |
Орехи |
2650 |
4.5 |
15,0 |
60,0 |
18,0 |
Хлеб |
1050 |
35,0 |
8,0 |
1.0 |
50,0 |
Мясо |
750 |
70,0 |
18,0 |
10.0 |
0,1 |
Колбаса |
1130 |
60,0 |
12.0 |
25 |
0,0 |
Масло сливочное |
3000 |
17,0 |
0,6 |
81,0 |
0,7 |
Сыр |
1400 |
45,0 |
23,0 |
27.0 |
3,0 |
Молоко 3,5%-жирности |
270 |
89,0 |
3.1 |
3.4 |
4,65 |
Фруктовые соки |
170 |
85,0 |
0,3 |
0,1 |
12,0 |
О медицине и спорте ...
Движение - это жизнь и здоровье
Темп современной жизни
очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В
школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика
и вычислительная техника, ОБЖ. А это, значит увеличилась учебная нагрузка в
школе. Сегодня учащиеся каждый день находятся в относительно неподвижном
состоянии 6-8 часов. Кровь в организме замедляет движение за счет сужения
сосудов, питание клеток головного мозга и ...