Практические навыки (лабор. работы по физиологии для ИФК)
При определении реобазы: установить переключатель (2) на режим (постоянный ток), ручку плавной регулировки напряжения (5) поставить в нулевое положение. Ручку грубой регулировки напряжения (4) поставить в положение ”30” этим обеспечивается работа на 30-вольтовой шкале. Вращая ручку 5 подающую напряжение находят величину напряжения при которой получилось сокращение мышц.
Периметрия
Для определения поля зрения применяют периметрию. Эксперимент проводится следующим образом. Полукруг периметра устанавливают горизонтально, испытуемый садится спиной к свету. Правым глазом фиксирует белый кружок, а левый закрывает. Экспериментатор передвигает по кругу белую точку опрашивая испытуемого и отмечая точку, где она была видна. Затем то же самое делают по вертикали. Таким образом передвигая марку вправо, влево, вверх, вниз определяют полукруг периметра. При проведении теста необходимо помнить что поле зрения различных цветов разное. Красный цвет: лев: 45, прав 50; желтый: лев 50, прав 55; серый: лев 55, прав 64.
Устойчивость вестибулярного анализатора
Для определения устойчивости вестибулярного анализатора применяют много тестов: по характеру нистагма, по сдвигам ЧСС и АД, по изменению тонуса мышц. Для проведения этих тестов необходимы следующие приборы: кресло Барани, аппарат Рива-Роччи, секундомер, таблица Лозанова-Байченко.
Для определения вестибулярной устойчивости по характеру нистагма, испытуемого вращают в кресле Барани (1 оборот за 2 секунды), с закрытыми глазами. После резкой остановки, испытуемый широко открывает глаза и смотрит вверх. Регистрируют частоту нистагма и его продолжительность (норма 20-30 секунд).
Для определения вестибулярной устойчивости по сдвигам ЧСС и АД, у испытуемого в состоянии покоя троекратно измеряют ЧСС и АД. Затем дается нагрузка, состоящая из 5 вращений в кресле Барани за 10 секунд. После остановки кресла измеряется ЧСС и АД. Разницу оценивают по таблице Лозанова-Байченко.
Для измерения вестибулярной устойчивости по измерению тонуса мышц испытуемому после вестибулярного раздражения (10 оборотов в кресле за 20 секунд) испытуемому предлагают пройти по прямой линии. При выполнении обращают внимание на отклонение туловища, в случае пониженной устойчивости вестибулярного анализатора и отклонения от заданного направления движения. Происходит это в следствии вызванного вестибулярным раздражением уменьшения тонуса мышц на одной стороне тела и увеличение на другом.
Пульсометрия
Частота сердечных сокращений (ЧСС)-важнейший показатель производительности сердца (энергетический компонент) и вместе с тем вегетативного тонуса (информационно-активационной компонент). Её урежение в состоянии покоя- один из главных критериев совершенствования функции вегетативного обеспечения.
Техника регистрации ЧСС очень проста. Это можно делать путем подсчета числа пульсаций артерий (лучевой, сонной и др.), или тонов сердца с помощью фонендоскопа. Применяются пусьсотахометры различной конструкции. Наиболее точные данные даёт электрокардиография. На ЭКГ измеряют длительность определенного количества сердечных циклов (интервал R-R, СЦ), находят среднюю величину СЦ и вычисляют ЧСС по формуле: ЧСС=60,с/СЦ,с . В зрелом возрасте нормальным считается уровень ЧСС в пределах 60-80 уд/мин для мужского и 70-90 уд/мин – для женского пола. Для оценки ЧСС у детей и подростков следует ориентироваться на возрастную динамику средних величин и вариативности показателя (для этого существуют специальные таблицы). Уровень и динамика сердечного ритма в состоянии покое и при определенных воздействиях используется в качестве ведущих параметров во многих тестах состояния систем вегетативного обеспечения.
О медицине и спорте ...
Физкультура. Сила
Физическое воспитание—педагогический
процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного и
морально стойкого подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи
укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил,
повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей,
занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания
осуществляется совершенствовани ...