Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
Таким образом, изучение динамики параметров кровообращения при мышечной деятельность показано, что в процессе полового созревания адаптация функций центрального кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму адаптации кровообращения к физическим нагрузкам в процессе полового созревания сказывается и на физической работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией полового созревания по показателям мощности работы в зоне большой мощности работы превосходят подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне субмаксимальной - в 1,4 раза. Обращает на себя внимание отсутствие в процессе полового созревания прироста времени работы в зоне большой мощности, что, по-видимому, связано с недостаточным развитием способности удержания стабильного уровня кровообращения при переходе на новый уровень функционирования.
Вывод
Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных систем при мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного комплексного исследования удалось выяснить и выявить возрастные особенности ряда приспособительных реакций двигательной системы, центрального, регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе индивидуального развития физической работоспособности человека.
В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата.
Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у мальчиков после большинства нагрузок период восстановления величины ЛВ ЧМП короче, чем у девочек. Анализ показателей центральной гемодинамики при физической работе свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин при выполнении умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13-14 годам.
Выявленные возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные пределы возрастания МОК у женского организма при физической нагрузке объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки, энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно-анаэробных процессов.
Особенности координационной структуры и регуляции движений предопределяли методический подход к нормированию соответствующих упражнений. Нормирование нагрузок при упражнениях типа ходьбы и бега обычно очновывается на оптимизации процессов энергообеспечения и процессов кислородного режима. Факторы, ограничивающие нагрузку для упражнений подобного типа, - развитие гипоксии и процессов, затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией веществ к месту их потребления в организме. По этим физиологическим параметрам классифицируются нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста. При таком нормировании допустимо применение показателя ЧСС. Для нормирования циклических упражнений, используемых на уроке физической культуры, важно выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течение продолжительного времени без значительного увеличения кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время. Для оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:
О медицине и спорте ...
Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)
“Учитель многое может, и, если все, что он может
сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут
такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный
советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Здоровье
– важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а
особенно детского организма. П ...