Стати | Коментарии | Email

Тесты для измерения выносливости

Основными методами оценки КС являются:

метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о сте­пени развития КС воспитанников. Системати­чески проводя урочные и внеурочные заня­тия, учитель (тренер) имеет возможность не­однократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники раз­личным двигательным действиям (гимнасти­ческим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх;

насколько своевременно и находчиво пере­страивают они двигательные действия в ситу­ациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требова­ния к КС человека.

Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количествен­ные характеристики.

Однако данные качественные и количес­твенные критерии, определяющие КС изоли­рованно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересе­ченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр комплек­сных критериев оценки КС выступают пока­затели эффективности (результативности) вы­полнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления ко­торых человек проявляет КС.

Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изме­нением направления движения; по эффектив­ности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в услови­ях внезапного изменения обстановки.

Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, диффе­ренцирования, оценки и отмеривания про­странственных, временных и силовых пара­метров движений, точность реакции на дви­жущийся объект, целевую точность или мет­кость. Названные показатели являются са­мостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характе­ризуют КС человека.

Быстрота как критерий оценки КС высту­пает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в услови­ях дефицита времени; скорости овладения но­выми двигательными действиями; времени(быстроты) достижения заданного уровня точ­ности или экономичности; быстроты реагиро­вания в сложных условиях. То же можно ска­зать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характе­ризуют явные (абсолютные), а другие — латентные, или скрытые (относительные) по­казатели КС. В явных показателях не учиты­ваются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латент­ных — учитываются.

Например, время челночного бега 3х10 м — это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 м и 30 м по прямой — это латентный показатель КС, учитывающий ско­ростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, пос­тольку много может

быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при раз­работке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полу­ченных в результате тестирования.

Однако, если даже педагог будет вести на­блюдение по разработанной программе, ориен­тируясь на данные нами критерии оценки КС, тем не менее таким путем он может полу­чить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределе­ние (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координаци­онного развития и в связи с этим не дает воз­можности разработать сопоставительные нор­мы уровней развития различных КС детей с учетом возрастных, половых и индивидуаль­ных различий. Представление о развитии КС можно полу­чить также методом

экспертных оценок,

т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, кото­рый в силу своей сложности требует специ­альных знаний. Способы проведения экспертизы многооб­разны. Для условий школы наиболее подхо­дящим является метод предпочтения (ран­жирования) в соответствии с которым эк­сперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяет­ся числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) за­нятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалифи­кацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостат­ком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характе­ристику о степени развития КС, которая дале­ко не всегда совпадает с объективной, дей­ствительной оценкой. Использование

Перейти на страницу: 1 2 3 4

О медицине и спорте ...

Купально-плавательные бассейны
В настоящее время во многих городах и населённых пунктах нашей страны строят купально-плавательные бассейны. Такие бассейны используются как для учебных целей, так и для массового купания. Также этот вид спортивно-массовых сооружений имеет большое оздоровительное значение. Бассейны подразделяются на «летние» и «зимние» (или открытые и закрытые). «Летние» бассейны строятся, в основном, в летних оздоровительных лагерях труда и отд ...