Стати | Коментарии | Email

Пищевые рационы в школе и дома с учетом принципов рационального питания.

Но необходимо не только научить ребенка правильно питаться, но и учитывать принципы рационального питания при составлении рационов питания дома, в детском саду, в школе. Они должны включать все витамины и питательные вещества требуемые растущим организмом ребенка.

Рациональное питание

:

Последние десятилетия характеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это не удивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а так же сохранение здоровья. В то же время ответ на вопрос “Что же значит правильно питаться?” остается спорным. Существует много взглядов (порой диаметрально противоположных) на питание: по Брегу, по Шелтону, по Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему тому рациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следует отметить один большой для них недостаток: малое количество наблюдений и отсутствие строгой статистической обработки полученных данных. В наименьшей степени этот недостаток присущ разработанной у нас в стране концепции сбалансированного питания (КСП) А.А.Покровского, которая на настоящий момент является наиболее распространенной.

Концепция сбалансированного питания может быть в целом сведена к следующим принципам:

· соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;

· соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль;

· определенный режим питания.

Реализация первого принципа КСП подразумевает, во-первых, определение уровня энерготрат, во-вторых, определение энергии, содержащейся в том или ином количестве той или иной пищи.

Определив общие энерготраты человека, можно так составить его рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной. Следует, правда, отметить, что применительно к питанию детей этот принцип требует некоторой поправки: Энергопотребление должно быть примерно на 10% больше энергозатрат, что связано с процессами роста. Средние величины суточного общего обмена школьников в возрасте 7 - 10 лет равны примерно 65 ккал/кг массы тела; в возрасте 11 - 15 лет - 55 ккал/кг массы тела. Исходя из этих величин и нужно рассчитывать энергетическую стоимость пищевых рационов школьников.

Энергетическая ценность пищевых продуктов определяется следующим образом. Пищевые продукты, которые мы едим, включают в себя пищевые вещества: белки, жиры и углеводы. Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию принято измерять в единицах тепловой энергии - килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 кДж). Каждое из пищевых веществ обладает своим калорическим коэффициентом - количеством энергии, образующимся в процессе сгорания 1 грамма пищевого вещества. Для белков калорический коэффициент равен 4 ккал, для жиров - 9 ккал, углеводов - 4 ккал. Зная общий обмен человека и калорические коэффициенты пищевых веществ, можно так составить пищевой рацион, чтобы превратить первый принцип концепции сбалансированного питания (соответствие энерготрат энергопотреблению) был реализован.

Несколько иначе подходят к проблеме обеспечения организма человека необходимым количеством энергии сторонники концепции энергетического питания. Согласно этой концепции энергетическая ценность пищи обусловлена в первую очередь содержанием в ней так называемой (психической) жизненной энергии, и наиболее богаты такой энергией продукты растительного происхождения, т.к. по своему назначению являются семенами и должны дать будущую жизнь. Из животных продуктов большой запас жизненной энергии содержат коровье молоко и оплодотворенные яйца. Отсюда делается вывод, что при составлении пищевого рациона следует исходить прежде всего из обеспечения человека прежде всего жизненной энергией, т.е. употреблять преимущественно растительную пищу (продукты переработки злаков, овощи и фрукты) и молочные продукты (лучше кисломолочные - кефир, йогурт, творог и прочие, т.к. в организме большинства взрослых людей отсутствует фермент лактаза, перерабатывающий молочный сахар до конечных продуктов).

Если теперь вернуться к концепции сбалансированного питания, надо помнить, что учет только первого принципа этой концепции недостаточен при правильной организации питания. Так, например, общий обмен ученика среднего школьного возраста в среднем равен 2400 - 2500 ккал/сутки. Получить с пищей в сутки он должен примерно 2700 ккал. Если мы дадим ему 300 грамм жиров, энерготраты будут полностью покрыты (первый принцип соблюден), но понятно, что такую диету использовать нельзя. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и оптимальном соотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода (второй принцип концепции сбалансированного питания).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

О медицине и спорте ...

Профессиональные заболевания работников сферы информационных технологий
Каждый человек в процессе своей производственной деятельности, будь она связана с производством материальных благ или услуг, сталкивается с факторами, угрожающими его безопасности. Эти факторы могут действовать как дискретно, так и континуально. Первые могут привести к производственному травматизму, вторые – оказывающие слабое, но продолжительное воздействие, являются причиной профессиональных заболеваний. Внешне может показаться, ч ...