Профилактика близорукости у детей и подростков
Зрение и движение неразрывны.И действительно,глаза-самый подвижзный наш орган.Еще И.М.Сеченов,отец русской физиологии,тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз.Он указывал,что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите,но и являются также механизмом,при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.
Дефецит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.Яркий пример этого-близорукость(миопия),которая формируется, как оказалось,в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием.Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.
Плохое зрение-чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной(цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.Возникает вопрос.какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза?Чтобы ответить на него, рассмотрим особенности устройства органов зрения и мышнчного аппарата глаз.
Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на “передний край” восприятия. Глаз - одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, дтекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней - раньше, чем ходить и даже слышать.
В самых разных областях современной науки накопилось множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения.
Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т.п. жизнь человека на пороге ХХI века немыслима, Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только смотреть, но и видеть.
В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И впервую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на приферию, то мы имеем в в виду прежде всего сетчатку. По существу, это не только соприкасающийся непосредственно с внешним миром приемник всех его световых волн и импульсов. Но и первый их самостоятельный анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней световой энергии в эликтрический импульс нейрона.
О медицине и спорте ...
Понятия сила, гибкость, выносливость, скоростносиловые способности
Физическая подготовленность человека
характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы,
выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.
Идея комплексной подготовки
физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются
основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности
всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно
происходить в е ...