Методические разработки.
Конспект урока «Учения о человеке» во 2 классе
.
(При составлении конспекта урока использовались методические разработки валеолога валеологической экспериментальной школы с углубленным изучением иностранного языка №192 Санкт-Петербурга Н.Б. Захаревич).
Тема урока
: Из чего состоит наша пища?
Цели и задачи урока:
1. Дать краткие сведения о процессе усвоения пищи.
2. Дать первую научную информацию о сбалансированном питании
3. Дать понятие о роли белков, жиров, углеводов.
4. Развивать умение слушать и выделять основную мысль высказывания.
5. Развивать мышление учащихся.
Ход урока
:
Вводная беседа
. В ходе вводной беседы активизируются уже имеющиеся у учащихся знания. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Из чего состоит наш организм? Сколько клеток в нашем организме? Каким образом организм кормит сто триллионов клеток? Каким образом усваивается пища? Все ли клетки употребляют одинаковую пищу?
Ввод нового материала:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с нашими давними знакомыми (папа и сын из книги Г.Юдина). Послушаем, о чем они разговаривают сегодня(магнитофонная запись):
· Кто же двигает пищу по длинному узкому тоннелю со множеством изгибов и поворотов? Пища медленно движется вперед без всяких официантов, тележек, поворотов. Кто же тогда ее двигает?
· Те самые… котлетопроталкивательные мышцы. Они по очереди сжимают тоннель позади кусочка еды, как, например, наши пальцы сжимают тюбик с пастой. Конвейер этот не очень длинный, как, например, на автомобильном заводе. В нем всего 6-7 метров. А работает он наоборот.
· Как это наоборот!?
· Если на автомобильном конвейере машину постепенно собирают из тысяч больших и маленьких деталей, то на нашем пищеварительном конвейере пищу постепенно разделяют на части.
· Неужели в ней тоже тысячи разных деталей?
· Нет, деталей совсем мало. Вся еда, какая бы она сложная не была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем с гарниром из соленых грибов, печень молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей…
(учитель: Кто знает эти три главные части?)
· А зачем такую вкуснятину разбирать на части? Разве нельзя так есть?
· А как, по-твоему, можно протолкнуть крошечный кусочек колбасы в самый толстый волосок?
· Конечно, нельзя!
· И в невидимую клетку тоже нельзя. Но даже если бы удалось каким-то чудом это сделать, клетка на смогла бы эту колбасу съесть. Ведь она не жует, не глотает, а впитывает еду! Поэтому пища должна быть не твердой, а …
· Жидкой?!
· Молодец! Правильно! Но это не все. Эти клетки такие разборчивые, что кроме своих любимых трех блюд ничего есть не хотят.
· (беседа с учащимися: О каких трех блюдах сказал мальчику папа? Что необходимо, чтобы пища стала жидкой?)
· Всю жизнь одно и то же! Как им не надоест?
· Не надоедает же паровозу есть один уголь. Ему совсем не важно, вкусный этот уголь или нет! Важно, что от его сгорания появляется энергия, которая толкает паровоз вперед… Так и в нашей клетке, важно, чтобы в ее топке горела не бумага, а уголь. И таким углем для нее будут…
Учитель
: какой же уголь нужен организму, чтобы вырабатывать энергию? (ответы ребят)
- Углеводы. На нашем пищеварительном конвейере их получают из сахара, различных круп, хлеба, овощей, варенья. Но для того,. Чтобы переваривать пищу в питательные соки,. Расщеплять ее необходимы еще и особые вещества – ферменты, которые способствуют химическому изменению пищи.
Но необходимы и белки. Зачем они нужны?
- Белки – своеобразные кирпичи, строительный материал. Вспомните, из чего строится цыпленок в яйце? Цыпленок в яйце строится из белка! Человеческие клетки тоже состоят из белка, и благодаря этому человек растет. Есть продукты в которых очень много белка, есть – с меньшим количеством.
Мне кажется,. Что вы можете назвать продукты , богатые белками? (ответы детей)
- Правильно. Белка очень много в мясе, рыбе, орехах, сыре, твороге, бобах. Белки, действительно, своеобразные кирпичи. Но, чтобы построить дом, человеку нужен цемент – кальций. Иначе все клетки рассыплются, как кирпичи без цемента.
Как вы думаете, какие еще нужны компоненты. Чтобы наш организм был здоровым? (ответы детей)
- Правильно. Нужны многие вещества. Это вещества, имеющиеся в природе: железо, медь, цинк, сера, марганец, свинец и еще йод. Все они могут попасть в организм только с разнообразной пищей. Очень богатой витаминами пищей. В человеке очень мало железа и других металлов, но и они необходимы для жизни.
О медицине и спорте ...
Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха
Труд
- истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует
неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ"
организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как
физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив,
систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс
чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды,
...